Повышаем конверсию в продажи анализом звонков и отделом контроля качества
Одним из важнейших элементов структуры компании является отдел контроля качества или ОКК. Если в организации нет такого отдела, его функции выполняют клиенты. И если с качеством проблемы, то клиентов будет становиться меньше, как и денег в компании.
Функции отдела контроля качества
Среди основных функций ОКК можно выделить следующие:
1. Собирать обратную связь от клиентов:
- что понравилось;
- что не понравилось;
- почему решили купить именно в этой компании;
- с какими компаниями и продуктами сравнивали;
- что послужило решающим фактором в принятии решения о покупке в данной фирме;
- и так далее.
2. Проверять работу сотрудников:
- соблюдается ли скрипт звонка;
- насколько оперативно менеджеры перезванивают клиентам;
- соблюдается ли tone-of-voice при общении с клиентами;
- обращается ли менеджер к клиенту по имени и как часто он это делает;
- отправляет ли сотрудник дополнительную информацию клиенту по заказу или продукту;
- осуществляются ли «касания» клиентам, которые еще не сконвертировались в продажу, но и не получили статус «отказ»;
- поддерживают ли менеджеры контакт с постоянными покупателями;
- и так далее.
Эти две задачи крайне важны, если собственник стремится к росту своей компании и улучшению продукта.
Эмоциональная вовлеченность
Кроме стандартного следования скрипту, у многих предпринимателей основной точкой роста стала эмоциональная вовлеченность.
Описание проблемы
Рассмотрим на примере. В процессе анализа звонков в компании выяснили, что менеджеры при общении с клиентами не вникают в суть диалога. Вопросы звучат формально, а диалог выглядит примерно так:
— Иван Владимирович, как ваша семья?
Иван Владимирович минут пять рассказывает, на что менеджер выдает только короткое «угу»и задает следующий вопрос уже по продаже:
— Что хотели, зачем обратились?
При таком подходе даже самые терпеливые Владимировичи отваливаются, а менеджер возмущается, почему его вопросы особо не слушают.
Решение проблемы
После подготовки и внедрения ОСВК (обратная связь высокого качества), показатели эмоциональной вовлеченности менеджеров стали расти.
Так как данная часть относится не столько к Hard, сколько к Soft Skills, работа по ее внедрению заняла более 2-х месяцев.
После внедрения рост конверсии в продажи стал регулярно расти на 1−2% в месяц, что руководитель компании воспринял, как очень положительный результат.
Антон Волков
Эксперт по построению эффективных отделов продаж
Сайт: https://sales-bro.ru/
Telegram: https://t.me/broentrepreneur
Как наладить эффективную работу отдела контроля качества
Определить показатели качества
Чтобы ОКК выполнял свои функции, нужно определить KPI их работы.
Пример таблички комментариев ОКК к разговору эксперта с клиентом
Среди основных можно выделить следующие:
- длительность звонка;
- частота звонков;
- конверсия обращений в продажи;
- следование скриптам;
- результативность скриптов;
- уровень эмоционального вовлечения в разговор;
- уровень удовлетворенности клиентов (NPS).
Наладить сбор данных
Чтобы сбор данных и аналитика были возможными, нужна система, которая может это обеспечить. Большинство CRM-систем такой функционал поддерживают. Например, часто можно встретить, что в карточке сделки сохраняются записи звонков, которые совершаются через интегрированную телефонию.
Далее звонки и переписки анализируются менеджерами ОКК по определенным чек-листам и собираются в сводные отчеты с выводами и рекомендациями для руководителя отдела продаж, например:
- улыбаться во время звонка (клиент чувствует, если менеджер общается без интереса);
- соблюдать скрипт;
- задавать обязательные вопросы (их количество может варьироваться);
- называть клиента по имени;
- соглашаться с клиентом;
- не зевать во время звонка;
- и так далее.
Собрать обратную связь от клиентов
Анализ обратной связи от клиентов помогает улучшить качество оказываемых услуг. Помимо этого обратная связь дает понимание, почему клиент купил товар или услугу именно в этой компании. Позже на этот фактор можно сделать основной акцент при позиционировании продукта.
Анализ негативных отзывов клиентов позволяет выявить причины недовольства и устранить их.
Внедрить ИИ и GPT
Сейчас главным помощником менеджера ОКК становится искусственный интеллект. Многие сервисы виджетов и IP-телефоний уже активно используют GPT в аналитике разговоров. За пару секунд ИИ анализирует звонок и выводит итоги текстом.
Преимущества технологии искусственного интеллекта в том, что он:
- не устает;
- не отвлекается на посторонние мысли;
- совершенствуется каждый день.
Это очень эффективный инструмент.
Если раньше сотруднику ОКК нужно было тратить целый день, чтобы выборочно прослушать звонки двух-трех менеджеров отдела продаж, то с помощью ИИ ему достаточно пары часов, чтобы сделать отчет по 10 менеджерам и всех их звонкам за целый рабочий день. Современные технологии увеличивают эффективность работы ОКК минимум в 5 раз без увеличения расходов на контроль.
Что делать с данными анализа звонков
После сбора информации о звонках и возможных недочетах, необходимо:
- внести изменения в текущие процессы;
- усовершенствовать скрипты.
Цель этих изменений – повышение конверсии в продажи при сохранении и даже снижении затрат на маркетинг. Чтобы оценить их эффективность, после внедрения изменений необходимо будет повторно провести анализ звонков и отследить конверсию в продажи.
Заключение
Чтобы повышать продажи и лояльность клиентов, нужно совершенствовать продукт и процессы, влияющие на конверсию в сделки.
Чтобы их совершенствовать, необходимо понимать узкие места процессов взаимодействия с клиентами.
А найти эти узкие места помогает отдел контроля качества, который использует в своей работе современную телефонию и инструменты аналитики с искусственным интеллектом.
При грамотной работе ОКК рост удовлетворенности клиентов и прибыли компании обеспечен.
* Приобретение телефонных номеров возможно только после верификации личности по паспорту гражданина РФ и заключения договора оказания услуг связи.