Ключевые метрики воронки продаж: CR, CAC, LTV

Анализ воронки продаж — это действие, которое необходимо проводить регулярно. Оно позволяет найти узкие места и повысить эффективность всех действий от первого контакта с клиентом до повторных заказов. О ключевых метриках, которые обязательно нужно отслеживать, рассказываем в этой статье.

Conversion Rate

Conversion Rate (CR) — это коэффициент конверсии, который показывает процент пользователей, совершивших целевое действие. К таким действиям относятся:

Этот показатель широко применяется в маркетинге, веб-аналитике и продажах для оценки эффективности рекламных кампаний, посадочных страниц и каналов привлечения трафика. Так, например, Conversion Rate:

CR рассчитывается отдельно для каждого этапа воронки продаж. И если при регулярном анализе вы замечаете, что на каком-то этапе коэффициент конверсии начал проседать — это и есть то самое узкое место, на исправление которого необходимо обратить особое внимание.

Как рассчитать Conversion Rate

Формула расчета CR выглядит следующим образом:

Формула расчета Conversion Rate

Формула расчета Conversion Rate

Для примера возьмем сайт, на который пришло 1000 уникальных посетителей. Из них 50 человек совершили целевое действие. Значит Conversion Rate будет равен:

CR = 50/1000 * 100%

CR = 5%

Насколько этот показатель плох или хорош зависит от сферы деятельности и индивидуальных особенностей компании. Например, для продавцов яхт 5% может быть очень хорошим показателем. А для продавцов надувных лодок — низким.

Cost of Customer Acquisition

Cost of Customer Acquisition (CAC) — стоимость привлечения нового клиента. Данный показатель помогает определить эффективность маркетинга и общую рентабельность бизнеса. Рассчитывается как отношение общих затрат на привлечение клиентов к количеству новых покупателей за определенный период.

При этом CAC можно рассчитывать как для всех маркетинговых затрат в целом, так и для каждого отдельного канала. Так, например, можно рассчитать сколько стоит клиент, привлеченный по контекстной рекламе, сколько по e-mail-рассылкам, сколько по офлайн-рекламе при подключенном коллтрекинге и так далее.

Как рассчитать Cost of Customer Acquisition

Для расчета CAC используется следующая формула:

Формула расчета Cost of Customer Acquisition

Формула расчета Cost of Customer Acquisition

Например, затраты бизнеса за месяц маркетинг составили 100 000 рублей. В результате маркетинговых активностей компания привлекла 100 новых клиентов. В таком случае CAC будет выглядеть так:

CAC = 100 000 / 100

CAC = 1000 рублей

То есть каждый новый клиент обошелся компании в 1000 рублей.

Важно также отметить, что при расчете общего CAC (не отдельно по каналам) в качестве затрат учитываются не только расходы на запуск рекламы, но и:

То есть учитываются все возможные затраты, связанные с привлечением клиентов. При оптимизации этого показателя в расчет могут даже приниматься затраты на обеспечение рабочих мест сотрудников.

Lifetime Value

Lifetime Value (LTV) — показатель расшифровывается как «пожизненная ценность клиента» и представляет собой сумму прибыли, которую клиент приносит компании за весь срок сотрудничества. То есть в этом показателе учитываются и первая, и все последующие покупки клиента за определенный срок.

Рассчитывать LTV можно как для всех клиентов в целом, так и для каждого отдельного сегмента ЦА.

Как рассчитать Lifetime Value

Существует несколько методов расчета LTV в зависимости от сферы применения. Но основная формула выглядит так:

LTV = Средний чек * Средняя частота покупок за период * Средняя продолжительность взаимодействия клиента с компанией

Например, клиенты в среднем покупают на 5000 рублей, совершают покупки 2 раза в год и взаимодействуют с компанией в течение 5 лет. Тогда LTV будет рассчитан как:

LTV = 5000 * 2 * 5

LTV = 50 000 рублей

Рассчитывать LTV можно как для устоявшихся бизнесов, где уже понятно, сколько реально в среднем приносит клиент и сколько он живет с компанией, так и на будущее. Например, если бизнес работает по подписной модели, то прогнозируемый LTV может стать частью финансовой модели компании.

При расчете LTV для разных сегментов клиентов важно помнить, что клиенты могут перетекать из одного сегмента в другой. Например, холостые мужчины покупают одни товары, но когда они обзаводятся семьей и детьми, они чаще начинают покупать другие товары и переходят в другой сегмент ЦА. Тогда для расчета отдельного клиента его LTV не изменится, а вот на расчет LTV по сегментам такой переход может повлиять.

Заключение

Анализ воронки продаж необходимо проводить на регулярной основе. Идеально, если этот процесс будет автоматизирован, и система сможет вам оперативно сообщать о проседании того или иного параметра. Это позволит оперативно принимать решения о корректировке воронки, чтобы не падать в продажах и прибыли. Следите за указанными выше метриками, чтобы держать руку на пульсе вашего бизнеса.

04.12.2025

* Приобретение телефонных номеров возможно только после верификации личности по паспорту гражданина РФ и заключения договора оказания услуг связи.