Цифровизация автосервисов: как современные технологии меняют обслуживание автомобилей

Дефицит кадров, высокие требования к качеству обслуживания, сложности с логистикой запчастей — это лишь часть трудностей современного российского автосервиса. Но несмотря на сложности, индустрия развивается, принимая вызовы и используя цифровые технологии. Как именно изменилась сфера автосервисов и почему цифровизация — это выгодно?

Цифровизация автосервисов

Прошлое и настоящее автосервиса

Еще 10 лет назад бизнес-процессы в автосервисе строились на менее продвинутых технологиях, чем сегодня.

В обслуживании клиентов раньше акцент делался на телефонные звонки и личные встречи, а информацию в основном хранили в локальных базах данных или на бумаге. Сейчас активно используются онлайн-чаты, социальные сети, мобильные приложения и CRM-системы для взаимодействия с клиентами. Они могут получать поддержку 24/7, а информация о них хранится в облачных базах данных, доступных в любой точке мира. Например, о том, как прокачать службу поддержки с помощью виртуальной АТС мы недавно рассказывали здесь.

Бизнес-процессы раньше были полностью или частично неавтоматизированы. Так, ведение складского учета, финансовая отчетность и документооборот часто осуществлялись вручную или с помощью локальных программ. А сейчас широко используются облачные технологии, продвинутые CRM- и ERP-системы. Данные о продажах, закупках, производстве и других процессах хранятся в единой цифровой среде, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы и повысить их эффективность.

Главные тренды цифровизации автосервиса

Современные автосервисы все больше переходят на цифровые рельсы, применяя инновационные методы для лучшего обслуживания клиентов. И особенно быстрый скачок в качестве сервиса обеспечивается технологиями:

Каким образом происходят изменения?

Продвинутая система управления клиентами

Уже появились решения, интегрирующие CRM-системы с искусственным интеллектом:

Компьютерная диагностика

В ближайшем будущем диагностика автомобилей выйдет далеко за рамки стандартных OBD-II сканеров, которые позволяют моментально определить проблемы в электронике и двигателе, и тепловизоров, обнаруживающих перегрев. Важнейшую роль начнут играть ИИ и Интернет вещей, способствуя глубокой интеграции данных и повышению точности определения неисправностей.

Уже сейчас использование компьютерной диагностики сокращает среднее время обнаружения неисправностей с нескольких часов до 10−15 минут. А благодаря специальным приложениям некоторые автомобилисты могут провести первичную проверку своего транспорта самостоятельно, отправив данные диагностического отчета специалисту дистанционно.

Цифровизация автосервисов

Автоматизация процессов

ИТ-технологии радикально меняют внутреннюю организацию бизнеса и улучшают качество обслуживания клиентов:

Риски цифровизации

Хотя новые методы приносит массу преимуществ, они также сопряжены с рисками:

Также процесс цифровизации сопровождается финансовыми вложениями, которые, однако, окупятся при грамотном управлении рисками.

Выводы и перспективы

Прогресс не остановить: развитие искусственного интеллекта, Интернета вещей и прочей автоматизации процессов выведет автосервисы на качественно новый уровень. И уже сейчас цифровизация становится необходимостью для выживания в конкурентной среде. Несмотря на первоначальные вложения, долгосрочный эффект оправдывает инвестиции. Главное — внедрять изменения последовательно и с надежными IT-партнерами.

06.10.2025

* Приобретение телефонных номеров возможно только после верификации личности по паспорту гражданина РФ и заключения договора оказания услуг связи.