Зачем нужна продуктовая аналитика

Представьте, что продажи вашего товара\услуги резко выросли. Хорошо? Безусловно! Но с другой стороны, непонимание причин такого всплеска не поможет сохранить и нарастить показатели и прибыль. Разобраться в причинах поможет продуктовая аналитика. Что это и какие инструменты нужны, рассмотрим в статье.

Что такое продуктовая аналитика

Продуктовая аналитика — это процесс сбора, анализа и интерпретации данных для понимания взаимодействия пользователя с продуктом.

На какие вопросы отвечает продуктовая аналитика

На какие вопросы отвечает продуктовая аналитика

Зачем нужна продуктовая аналитика

Процесс необходим для:

Например, у вас есть сайт, на котором пользователи проводят достаточно времени и даже добавляют товары в «избранное» или корзину. Но, вот незадача — до покупки все равно не доходит. Чтобы выяснить, почему так происходит и наметить план исправления ситуации, нужно использовать методы и инструменты продуктовой аналитики.

После исследования станет понятно, как стимулировать клиентов покупать — улучшить интерфейс сайта, ввести акционное предложение или вложиться в рекламную кампанию.

Особенности направления

Специалист направления деятельности «продуктовая аналитика», так и называется — продуктовый аналитик. Для работы он использует методы и инструменты, о которых и пойдет речь.

Особенности направления

Схема работы продуктового аналитика:

  1. собирает и анализирует данные, отражающие поведение пользователя;
  2. визуализирует данные на графиках и дашбордах;
  3. строит гипотезы о поведении пользователей;
  4. проверяет гипотезы на аудитории;
  5. снова собирает аналитику и обратную связь;
  6. берет в работу удачные решения.

Продуктовый анализ состоит из:

1. Сегментирование аудитории по признакам: пол, возраст, регион, доход, ежемесячное количество покупок и анализирование их поведения, в первую очередь на сайте.

Благодаря методу можно сформировать выгодное пакетное предложение.

2. Создание алгоритма действий потребителя и наблюдение за его реализацией.

3. Исследование изменений пользовательского поведения в определенные временные промежутки.

Аналитик оценивает первое взаимодействие группы пользователей с продуктом и последующие в течение определенного времени по конверсии. Метод поможет понять, как удержать посетителей, чей интерес к компании угасает.

4. A/B тестирование на новой аудитории — сравнение двух предложений и выбор лучшего.

Двум группам, обозначенным как А и В, предлагают разные версии продукта, а затем смотрят их реакцию по конверсии, кликам и продолжительности посещения сайта.

5. Регулярный мониторинг метрик.

К продуктовым метрикам относятся:

CRR (Customer Retention Rate) — доля клиентов, использующих товары и услуги в течение определённого времени.

CSI (Customer Satisfaction Index) — показатель удовлетворённости клиентов

SPU (Sessions Per User) — количество посещений сайта или приложения

ASL (Average Session Length) — средняя продолжительность пользовательской сессии за день.

NPS (Net Promoter Score) — показатель лояльности клиента.

MAU (Monthly Active Users) — количество уникальных посетителей за месяц.

DAU (Daily Active Users) — уникальные посетители за день.

ER (Engagement Rate) — коэффициент вовлечённости подписчиков в контент.

Churn Rate — количество потерянных клиентов.

Page Depth — показатель посещаемости страниц за один сеанс.

Repeat Customers Rate — число клиентов, совершивших повторную покупку.

К продуктовым метрикам относятся

Выбор метрик зависит от целей бизнеса, чтобы от них была польза, показатели смотрят в динамике и регулярно.

Для расчета метрик аналитики используют формулы.

К примеру коэффициент удержания пользователей можно рассчитать так:

коэффициент удержания пользователей

Для эффективной и точной аналитики стоит сочетать перечисленные методы — вместе они помогают отслеживать поведение пользователя по отношению к товару\услуге и улучшать их.

Инструменты специалиста сферы продуктовой аналитики

1. Программы по систематизации данных, такие как Microsoft Excel.

2. Аналитические сервисы для наблюдения за действиями посетителей сайта: просмотров, переходов на страницы, конверсии.

К бесплатным и эффективным сервисам относятся Яндекс. Метрика и Google Analytics.

К платным — Mixpanel.

3. Программы для визуализации данных: Power BI, Modus BI, Visiology и Visary BI.

4. Для более глубокого анализа и автоматизации процессов опытные аналитики используют языки программирования: SQL и Python.

Ошибки при проведении продуктового анализа

1. Анализ без стратегии.

Так специалист рискует упустить важные метрики, либо составить набор метрик, которые приведут к неверным решениям.

Вывод: нужна стратегия.

2. Растягивание времени от старта исследования до его окончания.

Так можно потерять актуальность исследования.

Вывод: оптимальное время продуктового анализа всегда индивидуально, но процесс должен быть непрерывным.

3. Отсутствие взаимодействия с командой.

Продуктовые аналитики, работающие без взаимодействия с другими членами команды рискуют получить отказ от предложений по изменению продукта. Поскольку мнение аналитика о продукте мнения команды могут кардинально отличаться.

Вывод: необходимо делиться с коллегами промежуточными результатами исследования и гипотезами.

Пример командной работы:

Пример командной работы

Коротко о главном

Продуктовая аналитика нужна, чтобы улучшить продукт компании и увеличить ее прибыль. А именно, понять, почему бизнес теряет своих клиентов и как их можно вернуть, найти и внедрить кейсы развития продукта.

Для того, чтобы продукт чаще покупали и прибыль росла, продуктовый аналитик:

Полученные данные также позволяют оценить результативность рекламных кампаний, составить более точный портрет пользователя и определить его потребности и цели на сайте.

Читайте также:

Product owner: кто такой, чем занимается и какими компетенциями обладает

Тренды продвижения 2025. Маркетинг и востребованные продукты

24.02.2025

* Приобретение телефонных номеров возможно только после верификации личности по паспорту гражданина РФ и заключения договора оказания услуг связи.