Собираем обратную связь по клиентам для точного кастдева

Чем довольны ваши клиенты, а что они хотели бы улучшить в ваших продуктах и услугах? Выяснить поможет обратная связь от покупателей. В статье разбираем, как проводить опросы, анализировать их результаты и отличать конструктивную критику от слива негатива.

Обратная связь в теории коммуникации и причем тут бизнес?

Термин «обратная связь» маркетологи позаимствовали у авторов теории коммуникации. В науке так называют любую реакцию получателя на сообщение отправителя. Да, когда вы отвечаете на сообщение от мамы в мессенджере, вы тоже даёте обратную связь.

Но бизнес всё-таки заинтересован в совсем другой обратной связи:

Основная цель сбора обратной связи для компании — узнать, что клиент думает о её продукте или услуге. Сам клиент через обратную связь не только даёт позитивную или негативную оценку. Он ещё и запрашивает информацию на всех этапах взаимодействия: от выбора подходящей модели до доставки покупки.

Не вся обратная связь одинаково полезна

Бизнесу особенно ценна обратная связь от этих категорий клиентов:

Нерелевантная обратная связь тоже бывает. Это высказанный общими словами негатив без конкретики. Например, «ужасный сервис» и «отвратительное качество». Если дальше нет внятного описания, в чём проблема.

Иногда клиенты дают очень эмоциональную негативную обратную связь, но продолжают регулярно пользоваться услугами. Если ситуация повторяется не один раз, не стоит воспринимать такой слив отрицательных эмоций всерьёз.

Как запросить обратную связь у клиентов, чтобы её получить

Зачем бизнесу объективная оценка от клиентов, разобрались. Получить её можно несколькими способами:

Интерфейс сервиса для создания опросов Yandex Forms

Интерфейс сервиса для создания опросов Yandex Forms

Неформальный запрос обратной связи от клиента в мессенджере

Неформальный запрос обратной связи от клиента в мессенджере

Маркетплейсы самостоятельно запрашивают отзывы покупателей о ваших товарах

Маркетплейсы самостоятельно запрашивают отзывы покупателей о ваших товарах

Составляем анкету для обратной связи

Удастся ли эффективно собрать обратную связь во многом зависит от того, как составить анкету. Если спросить клиента в одном списке о любимом сорте кофе, отношениях с коллегами и PIN-коде от его банковской карты, попытка обречена на провал.

Для начала определите цель сбора обратной связи. Вы планируете дальше развивать продукт, поэтому ищете новые идеи и направления? Или хотите наконец выяснить, почему 20% клиентов после нескольких обращений к вам стабильно уходят к конкурентам? От ответов на эти вопросы зависит, кого и о чем нужно спрашивать.

Составляем список вопросов для анкеты сбора обратной связи. Не нужно пытаться включить 30 штук сразу, лучше уменьшить количество. Вопросы должны быть однозначными. «Вам понравился вкус кофе сорта А?» — хорошо. «Выбрали бы вы сейчас снова услугу А или предпочли бы услугу Б» — не очень. Клиент мог вообще не рассматривать услугу Б и не помнит, в чём разница.

Дальше выясняем, какой канал общения с аудиторией выбрать. Например, создаём анкету на стороннем сервисе и размещаем ссылки на сайте и в соцсетях компании.

Чтобы клиенты охотно давали обратную связь, их нужно мотивировать. Хотя бы поблагодарить за то, что они помогают вашей компании развиваться и делают услугу лучше для будущих пользователей. Но лучше — промокодом на скидку при повторном заказе или другими бонусами.

Как обработать обратную связь

Первым делом стоит отбросить дубли. Клиенту позвонили с телефонным опросом, а после прислали ссылку на опрос в мессенджере? Важно засчитать результат, как один.

Анализируя отзывы, стоит сконцентрироваться на трендах. Один негативный отзыв о задержанной доставке может быть случайностью. С автором стоит связаться, извиниться и предложить какой-нибудь бонус. Если о такой проблеме пишет каждый пятый, значит она носит системный характер.

Чтобы методика работала, нужно не просто выявлять проблемы, а внедрять решения. Кстати, поиск их вариантов — повод для нового сбора обратной связи. Такую работу с клиентами любой компании полезно вести системно.

23.12.2024

* Приобретение телефонных номеров возможно только после верификации личности по паспорту гражданина РФ и заключения договора оказания услуг связи.