Что такое IP-телефония и как она работает
IP-телефония — это технология, позволяющая совершать звонки через интернет. При этом звонить можно как телефоны, использующие для связи IP-протокол, так и на стационарные и мобильные телефоны. Основное отличие от обычной телефонной связи заключается в том, что передача данных происходит в цифровой форме по принципу пакетной коммутации, а не через классические телефонные линии.
Сама IP-телефония работает следующим образом:
- голосовое сообщение (телефонный разговор) преобразуется в цифровые пакеты с помощью специального устройства: телефон с поддержкой IP, компьютер или специальный шлюз;
- пакеты отправляются через интернет по адресу назначения;
- на принимающей стороне пакеты собираются обратно в звуковой сигнал, и собеседник слышит ваш голос.
Все это происходит за доли секунды, так что разговор через IP-телефонию для пользователей ничем не отличается от разговора по обычному телефону.
При этом IP-телефония:
- на 90% выгоднее аналоговой и мобильной связи;
- легко масштабируется с ростом бизнеса;
- позволяет объединять сотрудников и офисы по всему миру в одну сеть — в IP-телефонии нет роуминга;
- просто интегрируется с CRM-системами и другими инструментами.
Это делает IP-телефонию очень востребованной как в бизнесе, так и для личного использования.
Как проверить качество работы IP-телефонии
Качество связи по IP-телефонии во многом зависит от стабильности работы интернета, работа которого, в свою очередь, зависит ряда таких факторов, как:
- скорость интернет-подключения;
- стабильность канала;
- качества работы сетевого оборудования.
Вот пошаговый алгоритм, как проверить, соответствует ли ваша IP-связь необходимым требованиям:
1. Тест скорости интернета
Скорость интернет-соединения должна быть достаточной для нормального функционирования IP-телефонии. Рекомендуемая минимальная скорость составляет около 100 Кбит/сек.
Замерить скорость соединения можно, например, с помощью сервиса Яндекс.интернетометр. Оценивайте оба показателя: и download (загрузка) и upload (отправка данных).

Интерфейс сервиса Яндекс. Интернетометр
2. Диагностика оборудования
Проверьте ваше сетевое оборудование (роутер, коммутатор):
- проверьте, обновлены ли прошивка роутера;
- убедитесь, что выбран правильный протокол QoS (Quality of Service) для выделения приоритета голосовым пакетам.
3. Настройка SIP-аккаунта
Проверьте настройки вашего SIP-аккаунта, если используете отдельный софтфон или устройство:
- удостоверьтесь, что правильно введены параметры аккаунта: логин, пароль, сервер;
- проверьте настройки NAT/TCP/UDP-портов, используемые устройством.

Настройки SIP-аккаунтов
Подробнее о настройке SIP-аккаунтов читайте в этом разделе справочного центра «Плюсофон».
4. Совершите тестовый звонок
Проведите тестовый звонок другому абоненту и попросите его оценить:
- звучание;
- задержку;
- качество передачи звука.
Если абонент слышит вас хорошо, отсутствует эхо и разговор не прерывается, можно считать, что IP-телефония работает нормально.
Как обезопасить себя от сбоев при использовании IP-телефонии на мобильных устройствах
В офисах качество работы IP-телефонии во многом зависит от качества работы сетевого оборудования. Если же мы говорим про мобильные устройства, то тут большую роль играет качество покрытия мобильного интернета.
И если еще недавно можно было говорить о том, что мобильный интернет стабильно работает на большей части территории России, что было особенно важно для сотрудников, имеющих разъездной характер работы, то сегодня мы сталкиваемся с периодическим отключением мобильного интернета в целых регионах страны.
Чтобы избежать сбоя связи IP-телефонии на мобильных устройствах, рекомендуется приобретать SIM-карты с FMC (Fixed Mobile Convergence). Это SIM-карты, которые сочетают в себе стабильность классической мобильной связи и все преимущества IP-телефонии.
С этими картами вы не зависите от мобильного интернета и при этом:
- связь остается такой же выгодной, как и в IP-телефонии;
- вся статистика в приложении работает без сбоев;
- не теряется связь с CRM;
- сохраняется высокий уровень защиты персональных данных.

Вся статистика звонков доступна в приложении
Словом, это все та же качественная и эффективная IP-телефония, но еще и не зависящая от стабильности и даже наличия мобильного интернета.
SIM-карты с FMC подойдут:
- водителям;
- экспедиторам;
- курьерам;
- риэлторам;
- руководителям подразделений;
- и всем другим сотрудникам, кто часто работает вне офиса, но кому важно оставаться на связи.
И еще один важный нюанс. В IP-телефонии часто звонок сотруднику совершается через общий телефон компании, равно как и исходящий звонок сотрудник также совершает с общего телефона компании. IP-телефония с SIM-картами с FMC сохраняет и эту возможность. То есть, вашим курьерам, водителям и другим сотрудникам не придется давать клиентам личный номер телефона для связи при отключенном в регионе мобильном интернете.
Заключение
IP-телефония используется как в офисах, так и в мобильных устройствах. Уровень связи IP-телефонии зависит от качества интернета, и Россия считается страной с одним из самых высоких уровней распространения качественного интернета.
Если вы столкнулись с потерей качества связи при использовании IP-телефонии, проверьте работу вашего оборудования.
Если же вы хотите оставаться на связи в поездках по любым регионам страны, обратите внимание на SIM-карты с FMC.