Что такое чат-бот в Telegram и с чем его едят?
Чат-бот — это программа, которая общается с пользователем самостоятельно. Но по заранее заданному сценарию. Он может отвечать на прямой вопрос. Например, «Где сейчас мой заказ?». Современным чат-ботам под силу также анализировать контекст в ответе пользователя. Следующие вопросы программа задаёт уже с учетом этого контекста.
Зачем бизнесу чат-боты?
Предоставление информации. Чат-боты в Telegram могут рассказать клиенту о его заказе, доставке и других деталях. Ему не придется ждать, пока освободится сотрудник колл-центра. А ещё у чат-ботов не бывает выходных и они могут предоставлять информацию круглосуточно.
Онбординг. После подписки на сервис или регистрации на мероприятие чат-бот поможет пользователю освоиться и вышлет ссылки на обещанные бонусы. А ещё напомнит, что нужно включить уведомления, проверить почтовый ящик или выполнить другие действия.
Автоматизация бизнес-процессов. Если пользователю нужно изменить состав заказа, перенести доставку, выбрать дополнительные услуги, чат-бот придёт на помощь. Он соберет всю необходимую информацию. Сотруднику-человеку останется только согласовать внесенные изменения с клиентом и зафиксировать их.
Первичная работа с жалобами. Недовольному клиенту важно ответить, как можно быстрее. Чат-бот в Telegram отлично справится с разбором типовых ситуаций. Сотрудникам техподдержки не потребуется в сотый раз объяснять клиенту, за что заблокирован его профиль. Эту функцию ботов активно использует и сам Telegram.
Геймификация. Развлекательные чат-боты в Телеграм помогают пользователям интересно провести время. Онлайн-кинотеатр может провести викторину о своих премьерах и снявшихся в них актерах. Сервис покупки билетов — задать вопросы о городах, куда можно отправиться с его помощью.
Сами с усами — как сделать чат-бота в Telegram
Создать чат-бота в Телеграме несложно. Для этого потребуется пройти два этапа:
- Планирование, то есть какую задачу решает бот и по какому сценарию работает.
- Создание, то есть разработка Телеграм-бота на основе решений первого этапа.
Продумать чат-бота
Самостоятельно создавать чат-бот в Telegram начинаем с определения его задачи. Что будет делать бот? Предоставит информацию, выполнит целевое действие, развлечет пользователя или даже просто выслушает его.
Исходя из задачи, продумываем персонажа. От его имени чат-бот будет общаться с пользователями. Персонаж необязателен, но он придаёт боту особую «изюминку». Приятно получить сообщение от символа компании или виртуального сотрудника с именем и изображением.
Несколько примеров персонажей для ботов: разгадывающий загадки джинн, фея правильного питания, виртуальный мастер-сантехник и даже работница ЖЭКа. Тон общения бота должен соответствовать легенде. Фея общается без грубостей, а вот ЛюдмилСанна из ЖЭКа и слегка нахамить может при случае.
Заключительный штрих — создаём сценарий для будущего бота в Телеграм. В нём важно продумать все возможные варианты взаимодействия с пользователем. Типичный сценарий для бота — это дерево вариантов:
Бот: Вы зарегистрированы в программе лояльности?
Вариант 1: Ответ пользователя «Да» — бот просит ввести номер телефона или карты участника программы.
Вариант 2: Ответ пользователя «Нет» — бот отправляет ссылку на регистрацию в программе.
Чат-бот в Telegram в Python и на конструкторе
На основе информации предыдущего этапа решаем, как создавать чат-бота в Телеграм. Для простого бота подойдут специальные сервисы. С их помощью можно собрать, настроить и запустить своего бота в считанные минуты.
PuzzleBot
Поможет быстро прописать сценарий для вашего чат-бота. С PuzzleBot его можно сделать витриной интернет-магазина. Пользователь сможет не только выбирать, но даже оплачивать товары и заказывать доставку.
Pipe.bot
Специализируется на персонажах ботов, которые выглядят, как живые. Хотите видеть своим чат-ботом милого мультяшного робота, очаровательную зверюшку или забавного человечка? Тогда вам сюда.
FlowXO
Поможет создать виртуального помощника для маркетолога. С помощью этого сервиса легко научить чат-бота собирать лиды и классифицировать их. Бот из FlowXO сможет обрабатывать запросы и передавать информацию ответственным сотрудникам.
Aimylogic
Сервис создаёт ботов по стандартным сценариям. Но можно добавить дополнительные функции. Бот из Aimylogic может воспроизводить аудио и видео, негативно реагировать на использование нецензурной лексики и выполнять другие действия.
Альтернатива конструкторам — собрать чат-бота для Телеграм на Python. Если вы не владеете этим языком программирования, лучше выбрать первый путь.
Собрали чат-бота — что дальше?
С создания чат-бота для Телеграм всё только начинается. Вот что нужно сделать после:
- Настроить все необходимые интеграции. Чтобы дать информацию пользователю, бот должен взять её из CRM-системы и других сервисов.
- Добавить согласие на обработку персональных данных,если вы их собираете. Иначе — штраф.
- Протестировать бота. Убедиться, что всё работает именно так, как задумано.
- Продвинуть бота. Добавить ссылку на свой сайт, в соцсети и внешние площадки. Пользователям нужно знать, где его найти.
Трудности в работе чат-ботов в Телеграм
Чат-боты не всегда работают именно так, как задумывалось. Иногда им сложно понять объемные запросы пользователей. В других случаях они не справляются даже с простейшими командами. Стоит почаще проверять своего виртуального помощника в деле.
Пример некорректной работы чат-бота в Telegram.
Чат-бот не может заменить обычного сотрудника. Ему просто не под силу ответить на все 100% запросов пользователей. Зато он способен существенно облегчить жизнь службы поддержки, сократить затраты бизнеса и быстро предоставлять информацию. Но важно предусмотреть главную функцию. Чат-бот в Telegram должен четко «знать», когда позвать оператора.