Hard и Soft skills: что это такое и почему они так важны для специалиста

Какими качествами и знаниями должен обладать руководитель и специалист? Он должен хорошо разбираться в теме, которой занимается, должен уметь выстраивать и контролировать процессы и делать так, чтобы сотрудники и коллеги работали на максимум своих возможностей.
Но ограничивается ли этот список только этими обязанностями? Конечно, нет. Для успешного выполнения поставленных задач современный сотрудник должен обладать целым набором навыков, которые можно обозначить под общими названиями Hard skills и Soft skills.

Что такое Hard skills и что в них входит

Hard skills (жесткие навыки) — это непосредственно знания, которые необходимы для выполнения работы. Для химика это будут знания о том, как между собой взаимодействую вещества, а для водителя это умение управлять автомобилем.

Hard skills — это те знания, что мы приобретаем в процессе учебы в школе, университете, на курсах профессиональной переподготовки. У руководителей к ним также добавляются знания о том, как управлять персоналом и распределять задачи. Но это будут именно знания о том, как устроены эти процессы.

Что такое Soft skills и что в них входит

Soft skills (мягкие навыки) — это качества личности и навыки общения, которые человек использует для взаимодействия с коллегами, партнерами и в целом другими людьми. К ним также относятся:

То есть, это то, что позволяет нам коммуницировать с другими людьми и проявлять себя в тех или иных ситуациях.

Почему важно развивать Hard и Soft skills

Мы живем в эпоху постоянных изменений, и те знания, которые были актуальны в буквальном смысле вчера, завтра могут считаться уже устаревшими. А значит человеку необходимо постоянно учиться.

Навык обучения — это Soft skill, который крайне важен для развития Hard skills. А развитие Hard skills, то есть прикладных знаний, позволяет нам оставаться востребованными специалистами на рынке.

Другая сторона современной жизни, это большое количество общения. Мы постоянно находимся с кем-то в контакте:

Тут важно обладать теми мягкими навыками, которые позволяют нам выстраивать общение наиболее продуктивно и добиваться необходимых результатов. Общение также играет большую роль, например, в работе менеджеров по продажам. От того как сотрудник выстраивает коммуникацию с клиентом — зависит будет ли сделка закрыта, или клиент уйдет к конкурентам. Об этом мы подробно поговорили в отдельной статье.

Помимо этого мягкие навыки соблюдения договоренностей, инициативы и другие позволяют нам продвигаться по карьерной лестнице и опять же показывать себя с лучшей стороны как на работе, так и в личной жизни.

Как развивать Hard и Soft skills

Самый простой способ — это постоянно учиться. Для наработки Hard skills подойдут курсы и семинары по соответствующим профессиональным знаниям.

Для прокачки soft skills также можно посещать курсы, например, тайм-менеджмента или сценической речи. Но помимо этого будет актуально участие в дискуссионных клубах, профессиональных и других сообществах, где можно оттачивать навыки взаимодействия и другие.

Что почитать для развития Soft skills

С книгами по развитию Hard skills все понятно — это профессиональная литература по соответствующей теме:

И так далее. С Soft skills ситуация чуть сложнее, так как эти навыки не такие конкретные. Тем не менее большинству руководителей и ответственных сотрудников можно рекомендовать следующие книги:

Заключение

Сочетание Hard и Soft skills делает из нас тех людей, которыми мы являемся со всеми нашими плюсами, минусами (куда же без них) и особенностями. Именно эти навыки позволяют нам продвигаться и достигать успеха в карьере, бизнес-проектах, общении и других сферах жизни. И так как мы живем в эпоху стремительных изменений, эти качества необходимо постоянно развивать и совершенствовать, чтобы не остаться за бортом жизни.

18.07.2023

* Приобретение телефонных номеров возможно только после верификации личности по паспорту гражданина РФ и заключения договора оказания услуг связи.