Что такое SIP-телефония?
SIP-телефония — это голосовая связь через интернет основе SIP протокола. Именно благодаря ему устройства абонентов «понимают» друг друга и правильно передают данные, чередуя запросы и ответы.
Когда речь заходит о звонках через интернет, помимо SIP-телефонии ещё можно встретить термин IP-телефония или VoIP-телефония. Зачастую они применяются, как синонимы. Но это не так.
IP (Internet Protocol) — телефонная связь через интернет по протоколу IP.
VoIP (Voice over IP) — более широкая технология. Она позволяет не только организовать виртуальную телефонию, но также используется для передачи голоса при трансляции вебинаров, просмотре фильмов и т. д.
SIP (Session Initiation Protocol) — один из протоколов для передач голоса в сети. SIP является более точным определением IP. Ведь есть и другие протоколы для передачи данных.
К примеру, H.323, Asterisk или MGCP. Но именно SIP стал одним из самых востребованных. Почему? Благодаря открытости данных и своей гибкости. Кроме того, его можно назвать простым. Поэтому неудивительно, что виртуальную телефонию часто именуют SIP-телефонией.
Сам SIP работает в тандеме с другими протоколами, чтобы передавать разные типы данных. Скажем, RTP-протокол нужен для передачи аудио и видео информации по IP-сетям, а sRTP передаёт такие же данные, но уже с шифрованием.
Поэтому голосовой трафик можно надёжно защитить от прослушивания, если в этом есть необходимость.
Как работает SIP-телефония?
Что происходит, когда один абонент хочет позвонить другого через IP-телефонию по протоколу SIP?
Сначала человеческий голос трансформируется в цифровой сигнал. Уже здесь можно увидеть одно из преимуществ виртуальной телефонной связью над традиционной телефонией. Нагрузка на сеть заметно ниже, а передача данных происходит быстрее.
Затем сигнал приходит на «другой конец провода». Оба устройства распознают друг другу и начинают «общаться» по SIP-протоколу.
Поток информации снова превращается в понятную человеческую речь, которую слышит второй абонент.
Да, пунктов в этой схеме достаточно. Но каждый из них занимает доли секунды, поэтому пользоваться интернет-телефонией не только выгодно, но и комфортно.
Схема телефонного звонка через SIP-протокол:
- При соединении специальный кодек зашифровывает голос в цифровой сигнал.
- Информация поступает на телефон, компьютер или другой гаджет.
- Оба устройства распознают друг друга и начинают взаимодействовать по протоколу SIP.
- Поток цифровой информации расшифровывается.
- Второй абонент снимает трубку и слышит голос первого абонента.
Отдельно нужно отметить, что связь в SIP-телефонии работает через модель «клиент-сервер», которая включает в себя несколько элементов.
Всё начинается с терминала. Это устройство, с которого поступает звонок. Для передачи звонка необходим прокси-сервер. Его роль заключается в приеме запросов от абонентов, их обработке и распределении потока звонков.
Еще один элемент системы — сервер-переадресации. Он нужен для отслеживания адреса вызываемого абонента. Именно этот сервер направляет вызов от исходного пользователя на вызываемый адрес.
Если второй абонент изменил свою локацию и уехал в другой город, к примеру, сервер отслеживания определит его новый адрес в сети.
Главное условие для работы виртуальной телефонии — стабильное интернет-соединение на скорости не ниже 64 Кбит/сек.
Многие компании выбирают IP-телефонию для офиса, потому что для нее не нужно покупать дорогое оборудование. Да и дешевое тоже. Дело в том, что связь вам предоставляет провайдер. Все сервера и другие устройства занимают место на его территории.
При этом вы получите АТС с множеством полезных функций, начиная от записи разговоров и заканчивая голосовым помощником. Но станция тоже виртуальная, что крайне удобно.
Вам даже не нужны телефонные аппараты. Звонить и принимать звонки можно на смартфон, ПК или ноутбук через софтфон.
Преимущества SIP-телефонии
Связь со всех странах мира
Как уже говорилось ранее, единственное условия для работы виртуальной телефонии — это стабильный интернет. Никакого особого оборудование или массы проводов не нужно.
Нет привязки к офису или конкретному адресу
Совсем не обязательно звонить или принимать звонки только в офисе компании. Город или страна тоже значения не имеют.
Звонки почти с любого устройства
Да, можно купить специальные SIP-телефоны. Но можно и не покупать. Софтфоны (программный телефон) позволяют звонить с персонального компьютера, ноутбука, смартфона и других гаджетов.
Быстрое подключение и простая настройка
Если мы говорим о подключении IP-телефонии для большого офиса, то весь процесс займет не более одного рабочего дня. Установка софтфона на компьютер и его подключение отнимут около получаса.
Связь по выгодной цене
Интернет-телефония — это настоящий подарок для тех, кто совершает много междугородних и международных вызовов. С ней можно забыть про отдельные и дорогие тарифы на «межгород», роуминг и т. д.
Многоканальность
Телефонные номера, которые работают по SIP-протоколу, имеют множество линий.
Более десяти дополнительных функций для вашего бизнеса
Работа виртуальной телефонии невозможна без АТС, которая тоже может быть виртуальной. То есть, на стороне провайдера. Вместе с подключением облачной АТС вы получите доступ к следующим функциям:
- Голосовое меню для информирования клиентов.
- Запись и хранение разговоров.
- Сценарии переадресации вызовов, чтобы точечно направлять звонки.
- Подробная статистика, которая позволит отслеживать эффективность сотрудников.
- Виртуальные мобильные номера без покупки SIM-карты.
- Очередь звонков, чтобы не терять клиентов даже в момент пиковой нагрузки на call-центр или отдел продаж.
- Лист контактов. Поможет оградить от нежелательных звонков.
- Приветствие и донабор с виртуальным секретарем.
- Интеграция с CRM-системами. У менеджеров будет гораздо меньше рутинной работы с заполнением карточки клиента.
И это далеко не все возможности виртуальной телефонной станции, которые получит абонент при подключении.
Программы для SIP-телефонии
Как уже говорилось ранее, для звонков через интернет по SIP-протоколу далеко не обязательно покупать специальные SIP-телефоны и другую аппаратуру.
Достаточно установить на компьютер или ноутбук программный телефон. Ещё их часто называют софтфонами или SIP-клиентами.
Чем такие программы отличаются от звонков через мессенджер или Skype?
Многие софтфоны предоставляют неограниченное количество линий, что крайне важно для бизнеса.
Практически у всех есть дополнительные функции. Например, запись разговора, удержание или перевод звонка. Некоторые поддерживают шифрование.
Иными словами, софтфоны или SIP-клиенты гораздо лучше адаптированы для call-центров или отделов продаж, когда сотрудники получают и совершают десятки и сотни звонков каждый день.
Среди наиболее известных и популярных программных телефонов можно выделить X-Lite, Bria, Zoiper, Discord и другие.
Какой софтфон выбрать?
Здесь нужно исходить из запросов, которым должна отвечать программа. К примеру, если одни софтфоны предоставляют максимум 5−6 линий, то другие неограниченное количество.
Не менее важно, чтобы интерфейс программы вам нравился и был интуитивно понятным. В противном случае, это будет мешать комфортной работе. Можно установить несколько SIP-клиентов для теста, а затем выбрать наиболее подходящий именно вам.
Перед тем, как начать пользоваться софтфоном, его нужно не только установить, но еще и настроить. Это не так сложно, как кажется, но мы подготовили для клиентов Плюсофон специальное предложение — софтфон Zoiper с предустановленными настройками.
Чтобы оценить все плюсы SIP-телефонии нужно лишь зарегистрироваться в личном кабинете Плюсофон, выбрать тариф для виртуальной АТС и скачать софтфон на ПК, ноутбук или иной гаджет.